IT-СФЕРА
Технопарк в сфере высоких технологий «Morion Digital» является одним из крупнейших по площади и инвестициям частным технопарком России. В 2023 году «Morion Digital» занял третье место в IX Национальном рейтинге технопарков Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон Российской Федерации. Резидентами и профильными арендаторами являются более 50 компаний, работающих по направлениям телекоммуникации, облачных сервисов, робототехники, больших данных, искусственного интеллекта, информационной безопасности и т. п. Совокупная выручка резидентов и профильных арендаторов технопарка составила около 54 млрд руб. в 2022 году. «Morion Digital» ставит своей ключевой задачей создание экосистемы технологического предпринимательства, которая бы способствовала бизнесу расти быстрее и эффективнее. Кроме того, технопарк предоставляет компаниям-резидентам услуги в области юридического сопровождения, PR, HR и т. п.

Технопарк играет значимую роль в развитии образования в области информационных технологий в Перми и сотрудничает с пермскими школами, институтами и университетами в данной сфере. Так, «Morion Digital» совместно с компаниями-резидентами реализует образовательный курс для школьников «Технологическое предпринимательство», на базе технопарка также проводится олимпиада по спортивному программированию «Code Perm» и другие конкурсы, есть возможности по прохождению стажировки и практики для студентов.
Ягафаров Оскар Фаитович
генеральный директор Технопарка "Morion Digital"
В Перми действительно сильная математика, так и есть. С другой стороны, это наличие крупных заказчиков. Здесь государство - один из больших заказчиков. Можно посмотреть и убедиться, что Минцифры Пермского края - это достаточно большой заказчик. В плане цифровых решений они кое-где даже передовые.
Например, наша компания сделала решение «Умный лес«, и это решение сейчас масштабируется по России.

Пусть там не финансовая поддержка, но поддержка властей - это тоже важно, когда на уровне губернатора есть понимание, что надо поддерживать IT-отрасль.
Ягафаров Оскар Фаитович
генеральный директор Технопарка "Morion Digital"
В Перми действительно сильная математика, так и есть. С другой стороны, это наличие крупных заказчиков. Здесь государство - один из больших заказчиков. Можно посмотреть и убедиться, что Минцифры Пермского края - это достаточно большой заказчик. В плане цифровых решений они кое-где даже передовые.
Например, наша компания сделала решение «Умный лес«, и это решение сейчас масштабируется по России.

Пусть там не финансовая поддержка, но поддержка властей - это тоже важно, когда на уровне губернатора есть понимание, что надо поддерживать IT-отрасль.
Promobot — производитель автономных сервисных роботов. Производство включает полный цикл разработки: мехатроника, электроника, системы навигации, распознавания лиц и речи, искусственный интеллект. Компания ориентирована на сферу b2b. Сервисная робототехника на данном этапе развития в стране является формирующимся направлением, поэтому их продукция является уникальной для российского рынка и имеет конкуренцию преимущественно на международном, а не внутреннем рынке. Они имеют два офиса в в России (Пермь и Владивосток) и 2 за рубежом (Китай и Америка). В дальнейшем рассматривают Саудовскую Аравию и Индию для создания совместных предприятий. Масштабирование в России на данный момент будет экономически необоснованным, поскольку производственных мощностей имеющихся филиалов достаточно.
Особенностью компании также является выстроенная бизнес-модель, затрагивающая ключевые направления деятельности. Их преимуществом можно назвать PR-кампанию и присутствие в медиапространстве, что на разных этапах становления компании повышало узнаваемость бренда и стимулировало его развитие.
Promobot активно участвует в федеральных и региональных конкурсных программах. Например, победа в федеральном конкурсе по стартапам GenerationS-2014 в том числе позволила им получить членство в Сколково, которое дало им льготы и возможность получения новых микрогрантов. Открытие офиса во Владивостоке финансировалось Дальневосточным фондом высоких технологий.Также компания взаимодействует с Корпорацией малого и среднего предпринимательства Пермского края и получила комплексную финансовую поддержку от них.
Компания является крупнейшей не только в России, но и Европе. Значимую долю в производстве занимает изготовление роботов на экспорт. В 2019 они получили премию «Экспортер года». Поставки осуществляются в 36 стран. Объём экспортной выручки Promobot в 2018 году — 65%. Важно отметить, что при этом производство считается локализованным на 85%.
Кивокурцев Олег Алексеевич
директор по развитию Promobot
Роботы, придуманные и собранные в Перми, «трудятся в арабских школах, американских аэропортах, бразильских торговых центрах, европейских коворкингах, кувейтских клиниках». Компания присутствует на всех континентах, кроме Антарктиды и формирует мировой рынок робототехники.
Компания «Biogenom» работает в сфере цифровизации деятельности врачей и превентивной медицины. Ее основным продуктом является приложение, которое предлагает довольно обширный функционал: консультация врача превентивной медицины, подбор персонализированных рекомендаций, основанных на опросах и результатах анализов, расшифровка результатов лабораторных исследований, отслеживание динамики изменения биомаркеров за определенные периоды времени, хранение медицинских документов в электронном виде. На рынке найти аналог подобного приложения крайне трудно, поскольку на данный момент такой же функционал в одном сервисе не предлагается.
Основной целью компании является внедрение данной технологии в государственную цифровую инфраструктуру здравоохранения для повсеместного использования приложения «Biogenom». Так, компания ведет переговоры с несколькими регионами России для централизованного внедрения приложения в сферу здравоохранения, причем не для оценки состояния здоровья всего населения, а для индивидуального пользования с возможностью дальнейшей проработки плана мероприятий по укреплению здоровья.
Основными клиентами компании являются больницы, которым предлагается кастомное решение для интеграции приложения с больничными сервисами и системами, физические лица, которые используют приложение для себя и санатории.
Взаимодействие с органами местного самоуправления и федеральными властями не является преградой для компании. Поскольку для открытия компании требовался небольшой капитал, помощь государства не потребовалась. Тем не менее, компания выиграла грант Бортника для реализации своего проекта. По большей части, необходимость содействия развитию компании со стороны власти заключается только в реализации экспортного потенциала и коммуникации с другими регионами. Например, содействие в проведении встреч с лицами, принимающими решения и более активное донесение информации до коллег из других регионов пришлось бы очень кстати.
Компания обладает довольно большим экспортным потенциалом не только в пределах Пермского Края, но и для выхода на Российский рынок. На данном этапе развития компании - выход на иностранные рынки не рассматривается, поскольку есть необходимость сначала развиться и закрепиться на российском рынке, выстроить правильную бизнес-модель прежде чем распространять свои технологии за рубеж.
В России сейчас замечена тенденция повышения уровня обеспокоенности своим здоровьем среди молодежи. Этот западный тренд оказывает сильное влияние на популярность превентивной медицины среди россиян и является причиной распространения биохакинга. Таким образом, приложение «Biogenom», при его продвижении стоит активно рекламировать среди молодежи, которая часто сталкивается с проблемой невозможности найти ответы на свои вопросы о здоровье в интернете. Также, сами регионы, при внедрении этого приложения могут проводить открытые вебинары по его использованию, наряду с форумами по развитию цифровой грамотности населения.
Более того, после пандемии COVID-19 все больше россиян в целом начали беспокоиться о своем здоровье и пытаться прибегать к методам превентивной медицины.
Компания Vinchi Interactive занимается разработкой программного обеспечения для мультимедийных выставок, представляя собой уникальную дихотомию цифровых технологий и культуры. В их предложение входят такие услуги как дизайн-проект пространства, создание музеев и экспозиций под ключ, разработка ПО, виртуальных туров, мобильных приложений и VR/AR. Поскольку они предоставляют уникальную комбинацию различных сервисов и проявляют готовность работать над любым проектом и предложением своих клиентов - у них тоже практически нет конкурентов на рынке. Более того, ниша, в которой они оперируют является довольно перспективной, поскольку она преобразовывает старые форматы, в которых большинство людей больше не заинтересованы, в высокотехнологичные и интригующие.
На данный момент компания, по большей части, работает с сектором B2G. Соотношение бюджетных организаций и частных бизнесов примерно равно 65/35, но в перспективе, компании бы хотелось повысить свою узнаваемость и спрос на рынке B2B.
За 5 лет существования они реализовали более 1200 проектов в самых разных городах России. Определенно, у компании есть огромный потенциал выхода не только на все остальные регионы российского рынка, но и на иностранные рынки «дружественных стран». Для этого, возможно, понадобиться открыть второй офис за рубежом, и это стоит в долгосрочных планах самой компании. Компания озвучила нам свои планы выйти на рынок Казахстана, но пока существуют некоторые сложности с точки зрения законодательства, касаемо, например, закупочных процедур. Тем не менее, о расширении и открытии второго филиала компании в других городах России речи не идет, поскольку в этом нет никакой необходимости.
Что касается государственной поддержки: компания Vinchi Interactive не нуждается в финансовой поддержке от государства, несмотря на довольно близкое сотрудничество с бюджетными учреждениями. Тем не менее, компания довольно активно участвует в различных конкурсах и премиях для нетворкинга. Например, «Национальная премия корпоративный музей», «Национальный совет музеев» и т.д.
БОЛЬШЕ О РЕГИОНЕ
Кино, IT, Туризм и Ремесло
Ремесло и Туризм
Туризм
Ремесло и Туризм
Made on
Tilda